Воскресенье, 28.04.2024, 22:15
ПОРТФОЛИО Пальчик Галины Алексеевны
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [36]
Наш опрос
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

Программа самообразования
17.10.2014, 20:14

Развитие ключевых компетенций через применение технологии проблемного обучения на уроках географии.

    Общество нуждается в высокообразованных,  выпускниках, способных  к  творчеству, саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию себя. Стратегия модернизации содержания общего образования определяют для учителя новые ориентиры в преподавании: ученик должен овладеть ключевыми компетенциями, теми, что понадобятся ему в дальнейшем самообразовании  и в будущей взрослой жизни.

   Тема  самообразования,  над  которой  я  работаю,  называется: «Развитие ключевых компетенций через применение технологии проблемного обучения на уроках географии». 

    Проблемное  обучение  возникло  как  результат  достижений   передовой практики и теории обучения и воспитания в  сочетании  с  традиционным  типом обучения  является  эффективным   средством   общего   и   интеллектуального развития учащихся. По определению Д.Иванова, ключевые компетенции - это наиболее общие способности и умения, помогающие человеку понимать ситуацию, решать проблемные задачи и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях современного общества.

 А.В. Хуторской,  приводит следующий перечень ключевых компетенций: 
1) ценностно-смысловые  (это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий)
2) общекультуные (понимание особенностей национальной и общечеловеческой культуры,  духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций)
3) учебно-познавательные (это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, навыки исследовательской учебной деятельности);
4) информационные (умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать и сохранять); 
5) коммуникативные (включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе);
6)  социально-трудовые (компетенции гражданственности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), знания и навыки в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения);
7) личностная компетенция или компетенция личностного совершенствования (освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).
     Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит овладение ключевыми компетенциями и развитие мыслительных способностей.
     В отличие от традиционного обучения, где формирование компетенций идет через усвоение уже готовых результатов научного познания, основная цель проблемного обучения - овладение компетенциями через активизацию самостоятельной поисковой, творческой, исследовательской деятельности. 
    Проблемное обучение призвано сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся. Психологической основой   концепции  проблемного обучения является  теория  мышления,  как продуктивного процесса,  предложенная   С.Л. Рубинштейном. Мышление занимает, ведущую роль, в интеллектуальном  развитии  человека.    Для человеческого мышления, возникновение  противоречия – это пусковой механизм, исходная точка. А само размышление направлено на совмещение, сопряжение, отожествление полюсов – противоположностей диалектического противоречия, благодаря чему и происходит разрешение последнего. Наличие противоречия в составе объекта приводит к проблематизации этого объекта в человеческом сознании, ввергает человека в состояние неопределённости, толкает его на активный способ разрешения возникшей проблемы, которым он изначально не  располагает.  В этом процессе осуществляется принципиальная перестройка наличных схем интеллектуальной  деятельности, порождаются  новые  способы  мышления.   Создание проблемных ситуаций является пусковым механизмом активной мыслительной деятельности.

    Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом действия,  это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.  Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности. Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем.

   Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация  ® проблема ® поиск способов ее решения ® решение проблемы.

Полый цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

 - возникновение проблемной ситуации,

- осознание сущности затруднения и постановка проблемы,

- нахождение способа решения путем догадки или   выдвижения предположений и обоснование гипотезы,       

- доказательство гипотезы,

- проверка правильности решения проблемы.

   Чтобы создать проблемную  ситуацию,  перед  учащимися  следует  поставить  такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует   открытия новых знаний и овладения новыми умениям.
здесь может идти  речь об общей закономерности, общем способе  деятельности  или  общих  условиях  реализации деятельности.   
Задание должно соответствовать интеллектуальным  возможностям  учащегося.  Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала  и от степени его обобщения.  Проблемное задание  или проблемный вопрос  дается до объяснения усваиваемого материала.Вот некоторые советы по созданию проблемных ситуаций:
1.Учитель предъявляет ученикам одновременно два противоречивых факта, мнения. 
2.Учитель дает задание, которое выявляет различные точки зрения учеников класса, сталкивая их.
3. Учитель задает вопрос, который обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт.
4. Учитель дает задание невыполнимое вообще или при имеющемся уровне знаний и умений.
    Как показывает практика, из проблемной ситуации  может  быть  4
выхода:
   1) Учитель сам ставит и решет проблему;
   2) Учитель сам ставит и решет проблему, привлекая учащихся к формулировке      проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке      решения;
   3) Учащиеся самостоятельно ставят и решают  проблему,  но  с  участием  и
      (частичной или полной) помощью учителя;
   4) Учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя  (но, как правило, под его руководством).

 
При организации  проблемного урока обычно выделяется 4 этапа:
1.      Создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса, формулирование проблемы; 
2.      Выдвижение гипотез по решению проблемы;
3.      Поиск решения проблемы, аргументация, изучение фактического материала, обобщение материала;
4.      Дискуссия, синтез, обобщение и выводы;

При этом, решение проблемы может осуществляться:
- на протяжении всего урока;
- на каком либо этапе процесса обучения: при объяснении, закреп­лении, контроле.
При планировании проблемного урока выдерживаю основные этапы технологии. Например:

Урок географии в 11 классе по теме «Глобальные проблемы человечества»

1.Постановка проблемы  «Воздействие человеческой цивилизации на нашу планету в целом носит негативный характер.  Можно ли изменить это положение к лучшему?»
2. Деление на группы:

    1 группа –« Демографические проблемы человечества»

    2 группа- «Истощение  природных ресурсов Земли»

    3 группа- « Экологические проблемы человечества»

    4 группа – «Проблемы здравоохранения человечества, связанные с  ухудшением экологической обстановки»
3. Изучение фактического материала, аргументация, обобщение материала.
4. Выступление каждой группы
5.Выводы по решению проблемы.

Для  организации  проблемного  обучения  и   управления   мыслительной
деятельностью ученика   важное  значение,  имеет  деление  вопросов  на  основе принципа  проблемности. Вопросы бывают информационные и проблемные.
     Вопросы, задающиеся с целью  получения  ответов,  содержащих  известные  знания – это  информационные вопросы. Такие  вопросы  не  возбуждают  активную, мыслительную деятельность учащихся, память без  напряжения  ума  работает  в  поисках  имеющейся в кладовых мозга готовой информации.  Вопрос,  на  который, учащийся должен искать готовый ответ, не имеет проблемного характера.
     Проблемными являются  те  вопросы,  которые  вызывают  интеллектуальные затруднения у учащихся, поскольку ответ на них не содержится  не  в  прежних знаниях  ученика, ни в предъявляемой учителем информации.
      Проблемный  вопрос  содержит  в  себе  еще  не  раскрытую проблему,  область  неизвестного,  новые  знания,  для   добывания   которых необходимо     какое-то     интеллектуальное     действие,      определенный
целенаправленный  мыслительный процесс.
     При каких условиях вопрос считается проблемным?
Вопрос  должен иметь логическую связь как с  ранее  усвоенными  понятиями  и представлениями, так и с теми,  которые  подлежат  усвоению  в   определенной учебной ситуации.  
Содержать  в  себе  познавательную  трудность  и  видимые границы  известного  и  неизвестного.
Вызывать   чувство   удивления   при  сопоставлении  нового  с  ранее  известным,  неудовлетворенность   имеющим  запасом знаний, умений и навыков.

 
Проблемные  вопросы, которые можно использовать на уроках географии.
1. Почему  современные  географы  не  занимаются  открытием  земель?
2. Если  природные  стихии  неизбежны,  то  стоит  ли  им  противостоять?
3. Почему  в  густонаселенных  районах  мира  с  каждым  годом  растет  число  жертв  стихийных  бедствий?
4. Зачем  нужно  знать  о происхождении  Вселенной  и  Земли, ведь  некоторые  не  задают  себе  этих  вопросов  и  спокойно  живут?
5.  Почему  Солнце  воздействует  на  Землю  значительно  сильнее  других  тел  вселенной?
6. Могли  ли  древние  люди  встречаться  с  динозаврами?
7.  Остается  ли  постоянным  во  времени  космический  адрес  Земли?
8.  Чем  географическое  положение  отличается  от    космического  положения?
9.  Влияет  ли  изменение  нашего  космического  адреса  на  природные  процессы  на  Земле?
10.  Каким  образом  древние  греки,  которые  знали  только  Ойкумену,  смогли  узнать  форму  и  истинный  размер  Земли?
11.  Известно,  что  все  люди  родились  на  Земле.  Почему  тогда  ученые  говорят,  что  люди  дети  Солнца?
12.  Почему  существует  связь между  активностью  Солнца  и  большими  уловами  рыбы?
13.  Если  Луна  расположена  к  нам  ближе,  чем  Солнце,  то  какое  из  этих  космических  тел  больше  влияет  на  мир  Земли?
14.  Почему  в  течении  суток  наблюдается  два  прилива  и  отлива?
15.  Найдите  на  карте  место,  где  наблюдаются  самые  высокие  морские  приливы.  Объясните,    почему  именно  там?
16. Всегда  ли  были  твердыми  горные породы,  по  которым  мы  ходим?  Как  долго  они  будут  в  твердом  состоянии?
17.  Подумайте,  почему  геологи  пока  не  могут  ответить  на  некоторые  вопросы  о  земном  ядре  и  мантии?
18.  Какая  связь  между  магнитным  полем  Земли  и  ее  внутренним  строением?
19.  На  протяжении  существования  Земли  участки  суши  перемещались  по  ней:   то  разделялись,  то  соединялись.  Почему  они  движутся?
20.  Приведите  маленькое  криминалистическое  расследование.  По  внешнему  виду  обломка  горной  породы  постарайтесь  определить,  к  какой  группе  горных  пород  он  относится,  в  глубине  или  на  поверхности  земли  образовался,  если  при  застывании  магмы,  то  каком - быстром  или  медленном?

 

В ходе организации уроков с применением технологии проблемного обучения создаются условия для формирования учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной познавательной деятельности и решение проблемных задач, информационной компетенции через анализ и отбор нужной информации, необходимой для решения проблемного вопроса, коммуникативной компетенции через организацию групповой работы. Ценностно-смысловые и личностные компетенции формируются через приобретение  мировоззренческого и практического опыта,  развития навыков  саморегуляции и  самоорганизации своей деятельности.
   Таким образом, проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях,  способную систематизировать и накапливать знания,   способную к  высокому  самоанализу  и   саморазвитию. Постоянная постановка перед ребенком  проблемных ситуаций приводит к тому,  что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой  личностью  всегда  способной  к  поиску.

Значимость технологии проблемного  обучения.Во-первых, с точки зрения ценностного подхода, данную технологию следует охарактеризовать как: развивающую, воспитывающую, здоровье-сберегающую.

Во-вторых, проблемное  обучение  строится  на   основе   принципа   проблемности, реализуемого   через   различные  типы  учебных  проблем  и  через   сочетание репродуктивной,  продуктивной и  творческой  деятельности  ученика.В-третьих, технология проблемного обучения тесно взаимосвязана  со всеми основными образовательными технологиями:

- личностно-ориентированного обучения (реализует цели развития личностных качеств);

- дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (проблемный урок строится с учётом особенностей конкретного класса);

-диалогового и рефлексивного обучения (проблемные уроки всегда результативны, а результат требует анализа).

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ма-Лина | Теги: самообразование, проблемное обучение
Просмотров: 2338 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024